Пранаяма и медитация

Пранаяма у Патанджали – прекращение движения вдоха и выдоха.

Поскольку дыхание – функция тела, подвластная сознательному управлению, а, управляя дыханием, мы можем влиять на нервную систему. Цель пранаямы – тренировка в управлении жизненно-важными кортико-висцеральными функциями организма, нервными токами, идущими от коры головного мозга ко всем органам, прежде всего к сердечно-сосудистому аппарату. А также увеличение жизненного объёма лёгких и урежение дыхания при одновременном уменьшении количества потребляемого воздуха в минуту. Йогами замечено, что чем длиннее (интенсивнее) дыхание, тем короче жизнь.

Положительные эффекты:

  • Улучшение коронарного кровообращения (малый круг: сердце (венозная кровь) – легкие (обогащение кислородом) – сердце (артериальная кровь))
  • Увеличение жизненной ёмкости легких – увеличение объема альвеол и интенсивности обменных процессов (О2‑СО2)
  • Тренировка дыхательной мускулатуры - растяжение дыхательных мышц и увеличение их силы

Кумбхака – задержка дыхания, составляет часть всех практик пранаямы. Цель всех практик пранаямы состоит в достижении кевала-кумбхаки, которое эквивалентно состоянию самадхи – растворению индивидуального «я» в высшем. Основная задача кумбхаки – приучить нервную систему терпеть более высокие уровни углекислого газа в организме до тех пор, пока сигналы мозга не вынуждают нас сделать еще один вдох. Главная цель пранаямы в управлении праной и центральной нервной системой.

То есть пранаяма является ступенькой к более высоким практикам – пратьяхаре, дхаране и дхьяне. С одной стороны, уменьшается длина дыхания, как следствие улучшается состояние здоровья, а с другой – практика пранаямы помогает в медитации. Медитацию я понимаю как процесс от пратьяхары – контроля чувств - к самадхи – растворению в Высшем. Устойчивая пратьяхара ведёт к дхаране - концентрации, а та, в свою очередь, к дхьяне, а устойчивая дхьяна – к самадхи. От медитации к медитации мы увеличиваем время «безмыслия» и уменьшаем отбрасывание назад, в думание.

К пранаяме тело должно быть готово. Этому помогает практика хатха-йоги и практика прана-вьяям – подготовительных упражнений к пранаяме.

Сахита-кумбхака — тренировочная задержка дыхания может преследовать различные цели: терапия конкретных заболеваний, общеоздоровительные и собственно как предварительная подготовка к кевала-кумбхаке — спонтанной задержке дыхания (сопровождаемой самадхи). По мере практики, постепенно происходит переход от бессознательного управления дыханием на сознательный уровень.

Кевала-кумбхака — это не метод, а достижение. На физическом уровне, выражается как прекращение/остановка дыхания и сердечных сокращений. Тем не менее, кевала-кумбхака не имеет отношения к физическому, волевому действию по прекращению дыхания. Прекращение дыхания, это следствие кевала-кумбхаки (а не причина), следствие проявления в сознании «того, что никогда не дышало».

Достигается посредством тотального контроля над праной, что не обязательно, связано с процессом вдоха-выдоха-задержки. В некоторых источниках упоминается кевала-кумбхака как результат/степень сосредоточения, отражающей уровень ДХЬЯНЫ — «погружения и растворения» сознания. Дыхание — индикатор нашего текущего состояния. Характер дыхания выражается как следствие состояния жизненной силы и совокупности её вибраций на различных уровнях КОШАХ, от физического (аннамайя коша) до психического (виджнянамайя коша). Процесс восприятия и познания связан с «постоянным движением» праны – это движение отражается в дыхании. Посредством контроля над дыханием достигается контроль над праной и функциями сознания в которых прана находит своё выражение. Качество КУМБХАКИ зависит от качества выполнения АСАНЫ (как психоэнергитической техники), БАНДХ и МУДР. Правильная АСАНА в контексте пранаямы — это неподвижная устойчивая поза— состояние ума. НЕПОДВИЖНЫЙ УМ позволяет постепенно реализовать «укрощение» праны в теле. Устранение внешней двигательной активности посредством асаны и контроль жизненной силы посредством пранаямы постепенно выводит ум за рамки привычного (направленного вовне) чувственного восприятия - тогда «Видящий пребывает в собственной форме» (Йога-Сутры) и становиться возможным дальнейшее развитие практики йоги. Если вы будете заниматься в йога-студии «Shanti», то часто будете слышать такие слова как «бандхи» и «дришти».

Бандхи направленно локализуют прану, усиливая её «концентрацию» в конкретной зоне тела. ДРИШТИ направляют концентрацию в одну точку. МУДРЫ делают достигнутое состояние сознания и праны более устойчивым. В дальнейшем благодаря выполнению мудр осуществляется более быстрый вход в уже «известное» состояние ума. Мудра, это не только «замыкание циркуляции праны» определённым образом, но психоэнергетическое контролируемое состояние, выводящее сознание на новый уровень восприятия.

P.S. При фиксации некоторых асан более 3 часов, асана становиться мудрой. Термин БАНДХА дословно означает – замок, плотина, удержание, остановить, закрыть, перенаправить, сгустить, скрепить, замкнуть. Основных бандх три: мула, уддияна, джаландхара. Выполняемые вместе они составляют бандха-трайю — МАХА-БАНДХУ. На физическом уровне это осознанное волевое сокращение тазового дна, солнечного сплетения и горла. Принцип бандхи – «принцип замка», сжатие и перекрывание определённых зон в теле. На праническом уровне основной смысл этого действия, уплотнение и локальная концентрация праны. На физическом — перераспределение давления в теле и воздействие на вегетативную нервную систему. При выполнении кумбхаки, бандхи играют роль «предохранителей», за счет активизации парасимпатики компенсируется стрессовое воздействие гипоксии.

Мула-бандха — «корневой замок», сжимает, массирует и стимулирует половые железы, простату и шейку матки. Тонизируя мочеполовую и выделительные системы, устраняет многие сексуальные расстройства. Активизирует парасимпатические волокна крестцового сплетения, в мягкой форме стимулируя парасимпатику (снижается артериальное давление, замедляется пульс и частота дыхания). Противопоказания: геморрой в стадии обострения, гипотония.

Уддияна-бандха — «брюшной замок», воздействует на пранический центр. Сжимает пищеварительные органы, массирует и укрепляет всю брюшную полость, тонизируя надпочечники, почки и поджелудочную железу. Выполняемая в мягком, медленном режиме, стимулирует блуждающий нерв (вагус) — замедляя дыхание и сердцебиение. Противопоказания: больное и слабое сердце, язвенная болезнь, грыжа, колит, беременность.

Джаланхара — «горловой замок». Воздействует на барорецепторы расположенные в крупных сосудах дуги аорты. Уменьшает тонус симпатической нервной системы, успокаивая дыхание, уменьшая частоту сокращений сердца, мышечный тонус. Противопоказания: шейный спондилёз, гипертония, болезни сердца, головокружение, повышенное внутричерепное давление.

Практика бандх, это не только залог безопасного выполнения задержек дыхания. Их регулярное и систематическое применение в целом уравновешивает тонус вегетативной нервной системы, не позволяя ей срабатывать в критических (стрессовых) ситуациях, что помогает избавиться от психосоматических заболеваний.

Медитация

В традиции многих школ практика медитации начинается с осознанного дыхания.

Мы будем проходить разные медитативные практики: такие как йога-нидра, альфа-медитация, медитация на янтру, медитация с концентрацией внимания на области межбровья.

В результате ум становится более спокойным, увеличивается уровень осознанности и стрессоустойчивости, что так необходимо современному человеку.

Противопоказания: шизофрения, диссоциативные расстройства идентичности личности.